Главная » О травах и пряностях » Хинное дерево и хинин в напитках
-
Хинное дерево и хинин в напитках
Хинное дерево: почему его семена и саженцы берегли как зеницу ока
В начале XVII века в Риме умерли, один за другим, несколько пап, десятки кардиналов и огромное количество простых граждан. Всех их сразила малярия, которую тогда называли болотной лихорадкой, ведь именно с болот, окружавших «вечный город», прилетали малярийные комары — распространители смертельно опасной инфекции. Ситуацию удалось взять под контроль только благодаря хинину, который привезли из Перу. Кстати, это природное лекарство оставалось единственной на планете защитой от страшной болезни очень долго, вплоть до окончания Второй мировой войны. О том, как его получают и используют (не только в медицинских целях), мы сегодня поговорим.
Хинное дерево (его также называют «цихона») долгое время можно было встретить только в Южной Америке. Когда выяснилось, какую ценность оно представляет, власти южноамериканских стран запретили вывоз с континента и семян, и саженцев. Позднее, всеми правдами и неправдами, хинное дерево всё же удалось «укоренить» в Африке и Азии, а США, получив 4 миллиона семян во время военной неразберихи, инициировало создание огромной плантации в Коста-Рике и полностью ее контролировало.
Цихона – настоящий гигант, достигает 20 метров в высоту. Цветки — красные, розовые, желтые — напоминают сирень. Главную ценность представляет собой кора дерева: ее высушивают и измельчают в порошок. Поскольку содержащийся в коре хинин очень горький, аборигены Перу, Эквадора и Боливии традиционно использовали его с подслащенной водой. Хинин помогает не только от малярии, это хорошее обезболивающее и жаропонижающее средство. Когда лекарственное сырье проверяют на пригодность, его нагревают: если появятся капли дегтя густого малинового цвета, это означает, что в порошке содержится достаточное количество целебного компонента.
Не смотря на то, что в борьбе с малярией на смену хинину пришли более эффективные препараты (это произошло во второй половине ХХ века), медицине этот продукт по-прежнему интересен: его используют при изготовлении лекарств, нормализующих сон, снижающих нервное напряжение. Хинин нашел применение в косметологии и парфюмерии, например, при производстве средств ухода за волосами, для стимуляции их роста.
Хинин востребован и среди производителей напитков. Это вещество придает продукции терпкий, горьковатый вкус, который очень хорош в аперитивах — пробуждает аппетит, улучшает пищеварение. Больше других преуспели в изготовлении хинных настоек французские виноделы. Среди самых известных марок: Ambassadeur, Byrrh, Dubonnet и Saint-Raphael. Крепость этих напитков примерно одинаковая, 16-17 градусов, но вкусовые характеристики, конечно, разные. Ambassadeur имеет довольно резкий аромат горьких апельсинов. Однако производитель (фирма «Кюзонье») предлагает и более мягкие версии напитка — Gold Ambassadeur и White Ambassadeur.
Что касается Byrrh, то это – хинная настойка на вине, виноград для которого выращивают исключительно в Восточных Пиренеях. Вместе с хинином настойка три года выдерживается в бочках и только после этого выпускается в продажу. Byrrh употребляют как в чистом виде, так и в составе коктейлей – он отлично сочетается с сухим вермутом и бурбоном.
Dubonnet – напиток с давней историей: первая его партия была выпущена в 1846 году в столице Франции. На этикетке изображена кошка – символ напитка. Вкусовая палитра Dubonnet, по мнению знатоков, очень своеобразна: сначала напиток представляется довольно сладким, затем становится мягче и на смену сладости приходит пикантное ощущение горького хинина. Выпускают два вида Dubonnet – светлый (его экспортируют в США, поскольку там он очень популярен) и красный.
У хинной настойки Saint-Raphael не две, а целых три разновидности: красная, белая и янтарная. Напиток был создан в начале ХХ века и получил свое название в честь архангела, покровителя слепых.
Алкогольные напитки, которые мы перечислили, массовому потребителю мало известны, а вот безалкогольный тоник наверняка пробовал каждый. Это уже не французское, а английское изобретение. Дело в том, что Великобритании, владевшей колониями по всему миру, необходимо было защищать своих военных от разных «заморских» болезней, и от малярии в том числе. Мало кто готов был принимать горький хинин, особенно в профилактических целях, пока беда еще не грянула, зато прохладительный напиток, с сахаром и цитрусовыми, сразу стал популярным. Так, кстати, родился популярный коктейль джин-тоник, когда солдаты Ост-Индской компании добавили в тоник немного джина для смягчения горечи хинина.
Сегодня, когда медицинская составляющая уходит на второй план, производители, использующие хинин, больше заинтересованы в том, чтобы сделать вкус своего продукта интереснее, а цвет привлекательнее, поэтому постоянно вводят в него какие-то новые ингредиенты – подсластители, красители, фруктовые эссенции. Битва за потребителя, как когда-то за здоровье и жизнь, приносит ожидаемый результат.
Похожая статья или рецепт: