Главная » Обо всём » Про пивную банку
-
Про пивную банку
Сначала было пиво, потом – банка с ушком.
Сегодня мы поговорим о пивных банках – самой демократичной на сегодняшний день упаковке, устраивающей людей разного возраста и пола. Для затравки – женский анекдот: «Сказала супругу, что хотела бы быть его лучшим другом. В ответ он достал из холодильника банку пива, другую протянул мне и начал жаловаться, как его напрягает семейная жизнь»…
День рождения металлической пивной банки – 24 января 1935 года. Место рождения – город Ричмонд, США, производитель — компания «KruegerBrewingCo». Зачем ей понадобилось совершать эту маленькую революцию в пивной индустрии, спросите вы, ведь и небаночное пиво являлось весьма популярным напитком среди американцев, и надобности «изобретать велосипед» не было? На самом деле производителям пенного очень хотелось иметь альтернативу стеклянной, хрупкой упаковке, которая разбивалась при падении и не была достаточно надежной как во время транспортировки, так и в ходе «эксплуатации» продукта.
Другой целью являлось минимизирование веса упаковки. Поначалу, правда, это не удалось – первые металлические банки весили почти по килограмму. Но – лиха беда начало, сегодня их средний вес составляет около 20 г, а японцам вообще удалось уменьшить его до 14 г. При этом ими руководила не столько забота о потребителе, сколько возможность… существенно сэкономить на дорогом сырье (расход металла благодаря изобретению уменьшился на 4000 тонн металла в год!).
Кстати, производят пивные банки из высококачественной нержавеющей стали и алюминия. При этом более плотный материал (толщиной 0,16 мм) идет на изготовление донышка и крышки, менее плотный (до 0,08 мм) – на корпус.
Сначала банки открывали с помощью специального ножа, напоминающего консервный, а в 1963-м было придумано «ушко», за которое надо было лишь слегка потянуть, чтобы оно оторвалось, открыв в крышке отверстие. В 1975 г. под давлением экологов конструкторы добились того, что ушко от банки не стало отрываться полностью, что исключало риск засорения окружающей среды металлической мелочевкой, для новой модели даже придумали название – «stay-on tab» (в переводе – «остающееся ушко»).
Были и другие конструктивные решения, не всегда, правда, удачные. Например, компания Crown разработала модель, отверстие в которой было настолько большим, что банка стала напоминать бокал. Несколько производителей ухватились за эту идею, и зря: тот, кто любит пить пиво из бокала, вряд ли захочет использовать вместо него жестяную посудину.
Первым отечественным баночным пивом стало «Золотое кольцо». Его выпуск по сложившейся, но довольно странной традиции объединять спорт и алкоголь «в одном флаконе» был приурочен к открытию в Москве XXII летних Олимпийских игр-1980. Более массовым производство пива в банках объемом 0,5 и 0,33 л стало только к 1998 г., но не достигло такого размаха, как за рубежом.
По имеющимся данным, в начале XXI века во всем мире производится 240 млрд банок пенного напитка. Из них 105 млрд приходится на долю США. Следующими «по списку» идут Япония, Бразилия и Китай. В последние годы к лидерам подтягиваются и некоторые европейские государства. Например, в Финляндии доля баночного продукта составляет уже половину от всего производимого в стране пива, в Эстонии этот показатель приближается к 30 процентам.
Разнообразие марок пива на сегодняшний день настолько велико, что американский коллекционер собрал 15 тысяч банок, ни одна из которых не повторяет другие по дизайну и различным «ноу-хау». С производством популярного напитка связано несколько технологических секретов, о которых многие даже не подозревают. Иногда, к примеру, в банку помещают виджеты – особые капсулы, создающие пену при наполнении пивом бокала. Некоторые производители используют с этой целью шарики с азотом, дающие более ощутимый эффект, чем углекислый газ.
У пивных банок – неисчерпаемый прикладной ресурс. Из них можно собрать самолет (детище американского конструктора Боба Бишоба способно преодолевать приличные расстояния), смастерить корабль и подводную лодку. Блок из 8 банок, залитых цементом, — отличный строительный материал. Грек Никос Флорос из алюминиевой пустой тары создал великолепную коллекцию нарядов в стиле поп-арта. Ну а в игре плинкинг (так называется стрельба по различным необычным мишеням) пивным банкам просто нет равных.
Люди серьезные, которые в игры не играют, но привыкли взвешивать все плюсы и минусы различных моделей, констатируют: банка лучше стеклянной бутылки. Ее содержимое не подвергается воздействию кислорода — в бутылки этот газ попадает из-за прокладки в крышке. Нет в банке доступа и солнечным лучам, из-за которых пиво «за стеклом» иногда приобретает запах жженой резины. Охладить баночный продукт в холодильнике можно гораздо быстрее, чем бутылочный.
Ну и финальный аргумент. Лучшим считается пиво разливное. Кеги, в которые оно бывает разлито, — металлические, а это значит, что банка из алюминия или стали – их миниатюрная копия, то есть лучшая тара, которую только можно было придумать.
Похожая статья или рецепт: